Религия в Бразилии

Религия в Бразилии

Бразилия является светской страной, поэтому не закрепляет никакую религию на государственном уровне, сохраняя свободу вероисповедания для своих граждан. Однако несколько самых популярных конфессий в стране все-таки можно выделить, о чем и пойдет речь в данной статье.

На первом месте по количеству последователей в Бразилии находится католицизм, занимающий порядка 60% всего религиозного пространства страны. Однако католическая церковь здесь делится на две группы: РКЦ и бразильская апостольская церковь. Если с первой все понятно, то вторая явно требует некоторых объяснений. Обычно католическое государство не делит свою религию, исповедуя «стандартную» римскую церковь. Но в сороковых годах прошлого века в Бразилии от этой конфессии возникло новое ответвление, образовавшее церковный раскол. Тогдашний епископ Карлос Дуарте Коста раскритиковал Рим за устаревшие догмы, например, целибат, а также обвинил их в поддержку нацистов до и во время Второй мировой войны. В результате появилась новая католическая церковь, названная апостольской. Она следует практически тем же догмам, что и РКЦ, но с некоторыми отличиями. Например, священнослужителям можно жениться и разводиться, а также работать в других сферах. А сама церковь уделяет больше внимания прихожанам, а не собственному благополучию. Прихожан бразильской апостольской церкви уже более полумиллиона, что достаточно много для такой молодой конфессии. Почти столько же в стране атеистов и почитателей различных африканских культов.

На фоне растущей апостольской церкви РКЦ медленно, но все-таки теряет количество прихожан в Бразилии. В 2016 году был проведен опрос среди граждан страны, который показал, что за 20 лет число прихожан римско-католической церкви снизилось с 75 до 55 процентов от всего населения. Это все еще в десять раз больше, чем у апостольской католической, но показатели продолжают падать. Некоторые конфессиональные издания даже призывали Святой Престол выработать новую стратегию по удержанию паствы в Бразилии.

Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии в Бразилиа
Кафедральный Собор Пресвятой Девы Марии в Бразилиа

Далее по числу прихожан идут протестанты, занимая чуть более 20% от всех жителей Бразилии. Если католицизм в стране раскололся на две группы, то протестантизм имеет намного больше ответвлений. К ним относятся лютеране, баптисты, адвентисты и многие другие. Самую большую группу составляет церковь Ассамблеи Бога, куда входят больше трети всех протестантов Бразилии. Интересно то, что почти половина от всех протестантов в стране – это бывшие католики. Во многом это связано с тем, что протестантизм более гибок и лучше адаптируется ко всему новому, чем классический католицизм. Однако нужно помнить, что протестанты делятся на множество разных групп, среди которых есть и весьма консервативные.

Совокупность всех протестантов и католиков составляет примерно 80% от всего населения Бразилии. По 1-2% занимают другие религии, включая ислам, буддизм, несколько африканских конфессий и т.д. Людей, не причисляющих себя ни к одной конфессии, в стране около 15%, из которых атеисты – всего 1%. Остальные 14% являются верующими, но не ассоциируют себя ни с одним религиозным течением.

Отдельно стоит рассказать об африканских конфессиях, таких как кандомбле и умбанда. Так как в колониальные времена португальцы привозили в Бразилию много рабов из африканских стран, множество конфессий столкнулись друг с другом на чужих берегах. Два вышеуказанных примера – результат того, что бывает при смешении разных религиозных культов. Конкретно умбанда считается первой (и похоже единственной) исконно бразильской религией, появившейся в результате смешения привезенных африканских, местных индейских конфессий и спиритуализма. Кандомбле тоже состоит из нескольких верований. Эта религия включает в себя даже католические догмы, но зародилась она не в Бразилии и распространена во многих других странах, включая несколько европейских.

Религиозное пространство Бразилии все еще меняется
Религиозное пространство Бразилии все еще меняется

Религиозное пространство Бразилии все еще продолжает меняться, как и все остальные сферы жизни в государстве. Поэтому соотношение сил разных конфессий еще долго будет колебаться. И для светского государства со свободой вероисповедания это вполне нормально.