Тема рабства в бразильском кино

Тема рабства в бразильском кино

Рабство в Бразилии отменили лишь в конце 19-го века и то лишь под серьезным давлением со стороны международного сообщества и восстаний внутри самой страны. Расовая дискриминация в бразильском обществе не до конца искоренилась даже в наше время. У некоторых людей все еще возникают определенные «претензии» к их согражданам с другим цветом кожи, хотя правительство проводило масштабные мероприятия по сведению таких настроений к минимуму, и ему это, безусловно, удалось.

Рабовладение и связанная с ним драма не имели ни единого шанса остаться незамеченными в кино. Кинематограф – отличный способ донести до людей ту или иную мысль. Поэтому киноиндустрия не могла позволить себе и не освятить события, происходящие или происходившие ранее в стране. В этой статье мы рассмотрим тему рабства в бразильском кино на примере нескольких самых известных картин.

Синья Моса

Эта картина является одним из пионеров бразильского кино, посвященного рабству. Он вышел на большие экраны в 1953 году под авторством режиссера Томаса Пэйна. За основу для фильма взят роман писательницы Марии Фернандес, опубликованный тремя годами ранее. Сюжет происходит за несколько лет до того, как в стране официально отменили рабовладение. В конце 19-го века рабы массово сбегали от своих хозяев, оставляя тех без рабочей силы. Одним из самых обеспокоенных такими событиями был полковник Феррейра, дочь которого являлась сторонницей отмены рабства. Имя этой девушки – Синья Моса, она и является главной героиней фильма и одноименного романа (в картине ее сыграла жена режиссера Элиан Лэйдж).

Синья Моса
Синья Моса

По сюжету девушка встречает молодого адвоката, к которому проникается симпатией, пока не выясняет, что защищает он интересы не рабов, а рабовладельцев. Параллельно с этим во владениях ее отца вспыхивает бунт из-за его жестокого обращения с рабами. На плантации начинается пожар, и рабы сбегают. Зачинщик восстания рабов оказывается пойман и предан суду, где его защитником неожиданно выступает тот самый адвокат, ранее защищавший интересы господ. Суд проходит весьма напряженно, и, когда казалось, что шансов уже нет, неожиданно появляется гонец с вестью о том, что в Бразилии официально отменили рабство.

Фильм «Синья Моса» получил множество наград, 11 из которых были международными, и заслуженно занял место среди классики бразильского кино. Популярность картины не утихала и спустя много лет после ее выхода. Все это вылилось в целых два полноценных ремейка в виде телесериалов. В восьмидесятых на роль Синьи была приглашена Луселия Сантос, которую вы можете знать, как рабыню Изауру. В сериале нашего времени в главной роли выступила популярная сегодня актриса Дебора Фалабелла.

Ганга Зумба

В 1964 году молодой режиссер Карлос Диегес снял фильм «Ганга Зумба». Хоть он и снят по мотивам книги, но рассказывает о вполне реальных событиях и людя, а конкретно, о Зумбе – лидере самопровозглашенного королевства Киломбу Палмарес, население которого состояло из бывших рабов.

Раб по имени Антау жил в 17-ом веке в Пернамбуку. Его мать насильно вывезли из Африки, где она была дочерью короля, а ему самому предстояло занять место своего деда, став новым королем Ганга Зумбой. Один из рабов рассказал Антау о скрытом в горах государстве, где живут беглые рабы. Король этой страны недавно потерял сына и предложил Зумбе занять его место. Парень соглашается и сбегает с плантации вместе со своей любовницей Сиприану, которая помогла ему убить надсмотрщика.

Ганга Зумба
Ганга Зумба

По дороге к королевству рабы столкнулись с другими рабовладельцами, из-за чего началась кровопролитная драка. В ходе сражения Антау пощадил одну служанку по имени Дандару и взял ее с собой. Вскоре путникам повстречалось еще одно препятствие – река. Чтобы пересечь ее они вынуждены были построить плот и как можно скорее, ибо за ними уже выдвинулись преследователи из их родной плантации. В путешествии Антау и Дандару сближаются, и в конце она становится его невестой, а сам он – Ганга Зумбой, королем Киломбу Палмарес.

Фильм наполнен хорошо поставленными сценами сражений, а также музыкальными вставками за авторством известного в то время композитора Муасира Сантоса. Картину высоко оценили в обществе, но лишь спустя почти десять лет после того, как она была снята. Все это время в Бразилии происходил военный переворот, из-за которого фильмы о восстаниях, пусть и двухсотлетней давности, не хотели выпускать из соображений безопасности.

Шика да Силва

Еще один фильм о рабстве к тому времени уже «матерого» режиссера Карлоса Диегеса вышел в 1976 году. Он переносит зрителя в Бразилию 18-го века и рассказывает о бывшей рабыне Шике, которая стала женой португальского аристократа.

Португалец Жоау Фернандес, занимавшийся добычей драгоценных камней в Бразилии, влюбляется в темнокожую рабыню, которую впоследствии выкупает и делает свободной. Вчерашняя рабыня быстро адаптировалась к светской жизни, блистая дорогими нарядами и закатывая громкие приемы. Все это нашло отражение в местном элитном обществе, которое буквально возненавидело девушку. Шика же вовсю пытается «отмыться» от своего рабского происхождения с помощью дорогих украшений, макияжа и даже белого грима.

Слухи о союзе аристократа и рабыни доходят вплоть до Лиссабона, из-за чего Фернандеса срочно вызывают туда. Жена пыталась отговорить его, но он все равно вынужден был уехать. В это время местная «белая» элита не захотела терпеть соседство с рабыней, поэтому разрушила ее особняк, вынудив хозяйку уйти в монастырь вместе со своим новым молодым человеком Жозе. Концовка картины оставляет зрителю пищу для размышлений, так как не говорит о том, как именно закончилась история бывшей рабыни. Жозе отчаянно пытается убедить Шику вернуться и бороться за положенный ей социальный статус, но она, кажется, уже этого не хочет.

Шика да Силва
Шика да Силва

Фильм основан на реальных событиях, потому что Шика действительно жила в реальности и прошла весь путь от рабыни до аристократки. В Бразилии того времени существовали подобные прецеденты, но не было ни одного, который продлился бы более 15 лет и закончился 13 совместными детьми.

Бывшая рабыня и ее муж разошлись, когда тот отбыл в Португалию вместе с четырьмя сыновьями. Дочери же остались с матерью в Бразилии. Бывшая темнокожая рабыня получила признание среди элитного общества белых людей во многом благодаря меценатству в пользу церкви и активного участия в религиозной деятельности страны.

Картина «Шика да Силва» осталась наиболее известной в карьере режиссера Диегеса. Три миллиона проданных билетов по всей стране за неполных три месяца проката – очень хороший результат. Такое смелое и даже дерзкое кино не осталось незамеченным, и на местном кинофестивале фильм собрал сразу три награды: лучший фильм, лучший режиссер и лучшая женская роль. Последняя досталась исполнительнице главной роли Зезе Мотте. В девяностых фильм решили переснять в качестве сериала, где Шику сыграла актриса Таис Араужо.

Киломбу

Двадцать лет прошло после выхода фильма «Ганга Зумба» 1963 года, когда в прокате появилась новая картина о событиях во времена рабского королевства Киломбу Палмарес от все того же режиссера. Фильм «Киломбу» является прямым продолжением предыдущей картины, рассказывая о периоде, когда Ганга Зумба стал королем Киломбу Палмарес. В правлении ему помогали жена Дандара и верный друг Акаюба. Королевство постепенно увеличивает свои владения, пользуясь противостоянием португальцев с голландцами, а также наращивают свою оборонную мощь.

Киломбу
Киломбу

Когда голландцы наконец были побеждены, португальцы наконец обратили внимание на Киломбу и его увеличившиеся владения. Начинается война, в ходе которой Ганга Зумба несколько дает отпор захватчикам и в конце концов готовится подписать договор о мире с губернатором Пернамбуку. Наследник престола Киломбу и по совместительству крестник короля Зумби не согласен подписывать мир с португальцами, поэтому собирает собственную армию и ведет ее в новый бой. Бывшие рабы не были готовы к серьезной битве с шеститысячной армией Португалии, поэтому она была проиграна.

«Киломбу», как и его предшественник, был высоко оценен не только простыми зрителями, но и критиками, и даже принял участие в известном фестивале кино в Каннах.

Круз-и-Соуза, поэт изгнания

На рубеже веков также был снят фильм о рабстве, ответственен за который режиссер Сильвио Блэк. Картина «Круз-и-Соуза, поэт изгнания» повествует о самом известном чернокожем поэте Бразилии, стоявшем у истоков бразильского символизма.

Будучи сыном освобожденных рабов, Жоау де Круз смог получить хорошее образование благодаря покровительству бывшего хозяина Гильерме де Соузы, фамилию которого он позже добавил к своей настоящей. Так как у помещика и его жены не было собственных детей, они заботились о воспитании и образовании Жоау. Обучаясь в их доме, будущий поэт узнал французский, греческий и латинский языки, а также математику и некоторые другие науки.

Круз-и-Соуза
Круз-и-Соуза

В возрасте 20 лет он уже стал главным редактором газеты «Народная трибуна», а спустя четыре года выпустил свою первую книгу. Затем жизнь забросила его в Рио, где он продолжал писать и публиковать сборники своих стихов. Позже он женился на девушке Гавите, которая родила ему четверых детей, впоследствии умерших от туберкулеза. Смерть детей сильно подкосила Гавиту и привела к серьезному психическому расстройству. Круз-и-Соуза был прозван «Черным Данте» за свои заслуги в области литературы. Сам он также скончался от туберкулеза, когда ему было 36.

Фильм 1998 года не просто рассказывает о жизни поэта, но и визуализируют его творчество. Стихи озвучиваются актерами и показываются на экране, будто оживая. Сам лирический герой произведений «Черного Данте» развивается вместе с ним от переживаний по поводу расовой несправедливости в раннем творчестве до настоящей боли за всех чернокожих жителей Бразилии в более поздних стихах.